Мастер Тэ Конг: опера Красных Джонок, два брата

Опера Красных Джонок

(На фото: До Туан, Чан Ван Фунг, Чинь Куок Динь, Май Ан Чау).

В г.Фошань в то время выступала Опера Красных Джонок - популярная труппа актеров, постоянно гастролировавших между Чжаоцином и Гуанчжоу. Однажды Леунг Бок Чо посетил представление и понял, что лучших учеников ему не найти. Актеры прекрасно владели акробатикой и боевыми искусствами, а профессия требовала от них знаний и развития психики для вхождения в создаваемые образы. Подружившись с актерами, Бок Чо узнал, что они практикуют гунфу стиля Вэн Чун Куэн (Кулак Вечной Весны). Вэн Чун Куэн в написании отличается первым иероглифом от Вин Чун Куэн, но звучит почти также. Этому стилю актеров обучил монах - настоятель фуцзяньского храма Шаолинь Чжи Шим.

"Вечная Весна" Чжи Шима состояла из кулачных техник, парной работы (подобной Чи Сао в Вин Чун или Туй Шоу в Тай Цзи Цюань), а также техник трехметрового шеста и парных коротких мечей. Убедившись в мастерстве Бок Чо и мудрости его стиля, актеры стали и его учениками. Одаренный учитель Леунг Бок Чо провел несколько лет в составе Оперы и актеры постигли все тайны его стиля.

Стиль Вэн Чун Куэн Чжи Шима не был забыт и практиковался параллельно, а техники шеста и ножей - бабочек стали родными и для Вин Чун Куэн. По сути произошло слияние родственных шаолиньских систем. Среди учеников Леунг Бок Чо наиболее выделялись Вонг Ва Бо, "Дай Фа Мин" Кам, Леунг Йи Тай и Го Ло Чунг. Вонг Ва Бо(Хуан Хуабао) происходил из народности Гулао. Будучи мощным и сильным бойцом, он пользовался уважением у товарищей. В опере исполнял "характерные" роли, требующие твердой воли и отличной подготовки в боевых искусствах (Вонг Ва Бо играл роль военачальника Мо Санга). Вонг Ва Бо был виртуозом во владении большим шестом. Достигнув преклонного возраста, он поселился в г.Фошань, где начал обучать Вин Чун Куэн студентов из числа зажиточных горожан. Среди учеников были его земляк, доктор и фармацевт Леунг Чжан, а также полицейский Фок Бо Чуэн.

Кам "Раскрашенное лицо"(Да Хуа Миа Цзин), чаще всего исполнявший роли клоунов, отличался необыкновенной ловкостью и проворством. Он был прекрасным акробатом и жонглером. Закончив работу в опере, актер осел в г.Фошань и открыл класс Вин Чун Куэн. Еще во время работы Кама в Опере у него учился молодой Фунг Сиу Чинг. В г.Фошань у Кама учился Фок Бо Чуэн (последний учился в разное время у двух мастеров Вин Чун Куэн).

Фок Бо Чуэн работал в полиции г.Фошань в поздний период династии Цин. Прославился своей решительностью, смелостью, а также удивительной глубиной мастерства и познаний в боевых искусствах. За виртуозное владение оружием его прозвали "Двойной нож" Фок.

Фунг Сиу Чинг из народности Шундэ, также был полицейским. В молодые годы, работая подмастерьем у портного, он повстречал актера Красных Джонок "Дай Фа Мин" Кама. Став его учеником, несколько лет разъезжал в составе оперы. Учитывая блестящую репутацию Фунг Сиу Чинга, губернатор провинции Сычуань пригласил его на должность главного телохранителя. Никто из соперников никогда не побеждал Сиу Чинга, и о нем ходили легенды как о сильнейшем бойце, к тому же мастере боя на любом виде оружия (копье, шесте, ножах, мечах, дротиках и т.д.). Еще будучи молодым человеком, Фунг Сиу Чинг приобрел первых учеников. Он преподавал стиль Вэн Чун Куэн или Сыу Лам Вэн Чун. Многие из учеников Чинга стали профессиональными охранниками и уехали за границу. Стиль распространился в Индонезию, Малайзию, Сингапур. Среди мастеров Вин Чун Фунг Сиу Чинг считался одним из лучших специалистов своего времени.

 

Два брата

В конце XIX века богатый фошаньский купец, торговавший фейерверками, Йуен Чжонг Мин, заметив большой интерес своих детей к боевому искусству, решил дать им серьезное образование в этой области. Он разыскал полицейского Фок Бо Чуэна и пригласил его жить и преподавать в усадьбе семьи Йуен "Шелковичный Сад".

Обучение у мастера Вин Чун Куэн стоило огромных денег, но Йуен Чжонг Мин не был стеснен в средствах и очень любил своих детей. За образование сыновей (не только по части гунфу, но и юридическое) он заплатил немало.

Фок Бо Чуэн тренировал семейство Йуен, особенно уделяя внимание двум сыновьям Чжонг Мина: Чай Вану и Кай Сану.

Йуен Чай Ван (1877-1961), был четвертым ребенком в семье. Йуен Кай Сан (род. в 1889г.) был пятым ребенком. Братья Йуен обучались у Фок Бо Чуэна в течении многих лет. Учитель обучил братьев кулачным формам, упражнениям, составляющим базу Вин Чун Куэн, работе на деревянном манекене, технике шеста, ножей-бабочек, метания дротиков "биу" (бяо) и стрельбе из огнестрельного оружия: револьверу и винтовке. Обучение началось с закалки конечностей - "ладони железного песка". В процессе этого особого упражнения (по специальной методике и с применением препаратов из трав и минералов) различными частями руки наносились удары по мешкам с рисом, затем с песком, гравием и, в конце концов, с железными опилками. После своего обучения братья развили невероятную силу рук - могли пальцами пробить мешок с рисом и гнуть монеты.

Завершив работу в семье Йуен, Фок Бо Чуэн удалился в монастырь, где провел остаток дней. Йуен Чай Ван продолжал занятия, посещая учителя в храме.

Со временем в доме Йуен появился второй учитель - Фунг Сиу Чинг. Версия Вин Чун Куэн мастера Чинга представляла собой боевую систему, сочетающую в себе ближний бой Вин Чун с искусством Цинь На. Вторая из упомянутых систем учила рассеивать внимание противника, а кроме того, развивала чувствительность в применении силы. Братья были, по сути, состоявшимися мастерами, и потому учитель Чинг сосредоточился в своих занятиях на качественной стороне уже известных им упражнений. За относительно короткий срок мастерство братьев поднялось на высочайший уровень. Чинг обучил их методу боя вплотную, искусству удержания и захватов, а также освобождению от них, улучшил их технику манекена и работу с оружием.

Фунг Сиу Чинг начал свою работу в семье Йуен когда ему уже исполнилось 70 лет. Как и предыдущий учитель, он жил и преподавал в усадьбе "Шелковый сад" вплоть до самой смерти в возрасте 73 лет. Фунг Сиу Чинг был похоронен на кладбище семьи Йуен.

Историки ветви Йуен Кай Сан Вин Чун Куэн почти ничего не рассказывают о старшем брате Кай Сана - Йуен Чай Ване. Упоминается лишь тот факт, что братья вместе изучали Вин Чун и что впоследствии Йуен Чай Ван эмигрировал во Вьетнам. Йуен Чай Ван был на 12 лет старше Кай Сана, и если они начали занятия Вин Чун Куен в 1900 году, то Чай Вану было 23 года, а Кай Сану - 12 лет. Отсюда можно сделать вывод, что первые годы обучения проходили у них в разном режиме и к ним предъявлялись разные требования. Почти сразу же по завершении учебы у Фунг Сиу Чинга Йуен Чай Ван покинул дом, а Йуен Кай Сан остался жить в семейной усадьбе и продолжал совершенствовать свое мастерство. Достоверно известно, что последний был одним из лучших мастеров Вин Чун в г.Фошань. Единственным учеником Кай Сана был ныне здравствующий мастер Шум Нун.

по материалам сайта www.tekong.net