Поездка во Вьетнам

ШКОЛА ВИН ЧУН ДЯДЮШКИ КЮИ

В мире большое разнообразие вещей, но все они стремятся к своему началу.

Прошумел в недавнем времени Фестиваль Вин Чун в Москве. Представители разных школ и направлений Вин Чун продемонстрировали свое искусство, разъехались по школам и вновь затихли в своем уюте. Наверное, каждый, кроме самоутверждения, отметил для себя что-то хорошее или, наоборот, не очень нужное.

Клуб Вин Чун "Железная Флейта", изучая опыт многих направлений Вин Чун, остановился в некотором раздумье, какой же стандарт выбрать за истину.

Многие годы мы развивали вьетнамское направление Вин Чун, у нас сложилась своя система ценностей и некоторое представление о школе, идущей от мастера Тэ Конга, но попавшая к нам из рук известного человека - председателя Олимпийского спортивного Комитета г. Ханоя господина Хоан Вин Занга.

В Москве, оторванные от истоков знаний, мы более двадцати лет, по крупицам создавали технологию преподавания и сам предмет школы Вин Чун. То там, то здесь появлялись все новые откровения, которые становились кирпичиками для фундамента а, затем, и здания института Вин Чун.

Вокруг было много соблазна. Поездка в Германию захватила дух стройной системой преподавания в школе Кейта Керншпехта и поразила грамотной коммерческой структурой. В Москве мы знали про успешное развитие вьетнамской школы Х.Н.Ана с его великолепной подготовкой жесткого цигуна, интересной формой и стилем. Кроме этого, огромное количество видеокассет с мастерами А.Фонга, Вильям Чена.Стив.Чана и т.д.

Какой Вин Чун лучше? А тут еще Глеб Николаевич Музруков, Президент Всероссийской Федерации ушу предложил китайский стандарт. В это же время в Китае, в провинции Фошань, был проведен первый турнир по Вин Чун, на который мы не попали, но благодаря близким друзьям и коллегам по школе Вин Чун получили исчерпывающее представление об этом событии.

Некоторое время у нас ушло на строительство элитного Клуба Вин Чун в центре Москвы, но и этот факт не снял вопроса - какой Вин Чун лучше.

И вот, наконец, звезды сложились, и в апреле этого года мы, я и два инструктора Федерации Вин Чун, поехали за окончательным ответом во Вьетнам, в г.Сайгон, к мастерам Вин Чун, которые стоят у истоков школы Тэ Конга и его близкого ученика дядюшки Кюи.

С радушного приема в доме мастера Чан Хоу Туана в г.Сайгоне началось наше пребывание во Вьетнаме. В мире Туана знают как художника и коллекционера известных мастеров живописи. Квартира художника - его мир, алтарь предков, алтарь любимого и почитаемого мастера и учителя дядюшки Кюи. Антикварные вещи современно вписываются в скромный уклад жизни и напоминают о глубоком почитании традиций. Восторженные и ошеломленные теплым приемом мы слушали рассказ Туана о своем учителе Вин Чун,

который стал понятен благодаря переводчику и ученику мастера Туана - Илье Ольшанецкому, более 10 лет живущему в Сайгоне. Первую встречу с учителями Вин Чун, равно как и все последующие Илья переводил с пониманием и удивительной внимательностью.

Бак Кюи родился 1922 году и был сыном богатого человека. В то время вьетнамское общество переживало тяжелый период своего развития. Но, тем не менее, мальчик имел возможность обучаться у французского педагога игре на скрипке. Способность к музыке и тонкое восприятие жизни подготовили его к тому, чтобы почувствовать и принять школу Вин Чун. В 41г., когда в Китае произошла революция и Чанкайшистские войска стали уходить оттуда, часть войск пришла во Вьетнам, а вместе с ними появился известный китайский мастер Вин Чун Тэ Конг.

Первое время Тэ Конг жил в богатой китайской семье, работая управляющим делами и отвечая за безопасность. У хозяина этой семьи было 9 жен и 25 детей. С одним из его сыновей по имени Ан Ту Кын

Тэ Конг начал заниматься Вин Чун.

Помимо прочих занятий Ан Ту Кын обучался игре на скрипке у своего друга Бака Кюи. Мальчики были ровесниками и вполне естественно, что между ними возник обмен знаниями: Бак Кюи учил своего друга играть на скрипке, а Ан Ту Кын, в свою очередь, показывал Баку Кюи упражнения Вин Чун.

После 4-х лет занятий стало ясно, что у Бака Кюи есть способности и тогда Ан Ту Кын позволил ему попроситься в ученики к Тэ Конгу.

У Бак Кюи была серьезная проблема - порок сердца. Врачи уже предупредили родителей, что ребенок в лучшем случае доживет до тридцати двух лет. Тем не менее, Тэ Конг рискнул начать обучение. А через некоторое время стало ясно, что занятия приносят мальчику ощутимую пользу - он стал намного лучше себя чувствовать и впоследствии забыл о своем недуге. Бак Кюи, которого впоследствии называли Дядюшкой Кюи, не только не оправдал прогнозы врачей, прожив в добром здравии до восьмидесяти с лишним лет, но и сам стал большим мастером. И хотя из-за вьетнамской войны тех лет и плохих отношений с Китаем было невозможно преподавать Вин Чун открыто, тем не менее Баку Кюи, который очень хотел сохранить культурное наследие Вин Чун, удалось передать эти знания небольшому количеству учеников.

Его главная заслуга и состоит в том, что он систематизировал бесценные знания, полученные от Тэ Конга, положив начало вьетнамскому направлению школы Вин Чун. Теперь жемчужная ветвь Вин Чун украшает корону боевых искусств Вьетнама. Наши беседы с Чан Хоу Туаном мягко переходили в чаепитие. Российские и вьетнамские ученики делились мастерством и знаниями, выполняя упражнения Тисао или "липкие руки", что можно вполне назвать игровым поединком. Учителя втайне переживали за своих учеников, но в этом не было никакой необходимости, так как на занятиях царила благожелательная атмосфера, полное доверие, увлеченность действиями, а те и другие ученики работали очень достойно.

Мастер Туан говорил, что упражнение нужно выполнять более легко и слитно или, напротив, более загружено и сложно, а также акцентировал внимание на взаимодействии рук и корпуса при непрерывности движения и правильном контроле баланса и равновесия.

"Нам не терпелось попробовать чужую школу. Но на практике оказывалось, что принципы родственны и остается лишь больше тренироваться в развитии чувствительности."

Вскоре приехал второй мастер - Зыонг Куок Туан из г. Ханоя и сразу ринулся в обучающий процесс. Зыонг Куок, которого мы окрестили Туан Второй, семь лет посвятил отработке основной техники Вин Чун -108 парной форме - основному стержню вьетнамской системы Вин Чун, и поэтому легко согласился поправить некоторые элементы в нашем исполнении. Диме и Паше пришлось переучивать последовательность выполнения формы и сильно попотеть в запоминании бесконечного количества нюансов. За чаем Туан Второй рассказал, что он врач-диетолог и работает при министерстве экономических связей. Ему понравилась наша увлеченность Вин Чун, которая позволила приехать так далеко за получением знаний, и он сказал, что с радостью готов помочь нам в их углублении.

С небольшими перерывами на чай занятия шли постоянно. Мастера говорили, что язык Вин Чун сближает людей и помогает понять друг друга, что иностранцам трудно учить Вин Чун, но есть и свои преимущества из-за большого роста и силы. Пока один мастер обучал московских инструкторов форме 108, другой объяснял для меня законы движения, показывая вариации исполнения 108 формы. Во всех движениях при исполнении формы прослеживается слитность движений (тисао). В основе всех движений лежит круг и контроль центральной линии. Верхние и нижние блоки не должны отводить атакующую руку, но лишь за счет вращений корпуса контролировать их и перенаправлять силу. Для тренировки этих принципов нужен деревянный человек "Мок джон".

С каждым разом занятия все более увлекали мастеров в процесс обучения. Ученики самоотверженно подставляли себя под опытные удары учителя... Общая атмосфера занятий среди старинной мебели и картин все больше напоминала мистерию, магическое действо, чем занятие спортом.

Чан Хоу Туан раскрывал внутреннее содержание в выполнении формы 108, а именно - роль учителя, который передаёт различные формы давления на руки, а ученик снимает или перенаправляет это давление, не ломая формы приёма. Туан Второй показывал дальнейшее развитие этой формы, а именно -работу с четырьмя партнёрами на все стороны света, повороты и перемещения, варианты быстрого движения ног, когда скорость поединка увеличивается. Была затронута тема самообороны по школе Вин Чун и тут все случайные предметы обихода пошли в ход: свернутый журнал, палочки для еды, блюдце из под чашки с чаем. И везде один принцип - контроль центральной линии. Туан Второй дополнил эту тему своими шутками и, взяв чашку, как-бы защищаясь, повернул ее ручкой к противнику. Главное - это психология и готовность всегда принять бой.

А вскоре тоже из Ханоя прибыл господин Тоан (родственник дядюшки Кюи). Тоан - загадочная фигура мастера с ореолом недосказанности. Он разговаривает притчами и образными выражениями, как и подобает учителю, хотя по профессии хирург и приехал, только закончив операцию на сердце.

Туан-3 - племянник дядюшки Кюи и в этом доме он почетный гость.

Постепенно беседа перешла на создание планов совместного развития идеи Вин Чун в России. В частности, оговаривался вопрос о возможном приезде мастера Зыонг Куока Туана в июне-июле этого (2001 г.) в Москву. И не одного, а вместе с русскими инструкторами, практикующими во Вьетнаме Вин Чун - Андреем Кузнецовым и Ильей Ольшанецким, учениками Туана Второго, помощь и поддержка которых необходима на семинаре с московскими инструкторами. В частности, знание языка, чтобы не упустить тонкости, касающиеся исполнения формы и принципов Вин Чун.

Мы говорили с Учителями о возможности приезда желающих к ним на семинары и о туристических экскурсиях по достопримечательным местам.

Сайгон - богатый город. Удобные гостиницы на европейском уровне создают уютную и привычную атмосферу для жизни европейцев и других туристов. Одно из бытовых потрясений от этого города в хорошем смысле -это салоны, где делается массаж ног по точкам. И подарочные торты со знаками зодиаков, ну а пища - без комментариев, нужно пробовать - нам было очень вкусно.

В наш приезд там стояла тридцатичетырехградусная жара, но мы, каждый день, сливаясь с потоком людей на мотоциклах, приезжали в дом гостеприимного Туана, где вновь начинались беседы за столом, занятия и разбор практических упражнений по системе дядюшки Кюи.

Мастер Куок уже не нуждался в переводчике - его выразительная мимика и мастерство говорили сами ia себя. В перерывах мы слушали русскую народную музыку и вьетнамские ученики даже пробовали выполнять под нее формы.

Говорили о том, что если нет внутренней силы в ушу, значит и нет самого ушу. Дух для воина - это первостепенная задача. Еще о значении Тисао как ключа к пониманию всех приемов и действий в Вин Чун. Не менее шести месяцев необходимо уделять ученику в освоении этого упражнения. И затем все равно не прекращать упражняться.

Мастера демонстрировали силу устойчивости и равновесия. Павел с любопытством проверял. Спина должна быть прямой, иначе сгибаясь, она теряет силу. Упражнения "тащи-толкай" очень похожи на наши и поэтому понятны. Соединение рук с корпусом при вращении имеет также большое значение в тренировках. Нужно слушать партнера, его силу, координацию, ритм.

Дмитрий продемонстрировал часть формы Тигр Вин Чун. А один из вьетнамских учеников показал всю форму "Пяти зверей". Эту форму нам еще предстоит выучить по приезде Туана-2 в Москву и, что главное, разобрать ее смысловые значения.

В последние дни нашего пребывания мы конкретно обсуждали возможность приезда мастера Туана-2 в Москву в июле 2001 г. для проведения семинара по Вин Чун для инструкторской группы, а в самый последний день, в художественной мастерской нашего гостеприимного хозяина состоялась официальная церемония подписания Договора о сотрудничестве. Теплые проводы, которые нам устроили наши хозяева, завершились добрыми пожеланиями друг другу и надеждами на новые встречи.

Эта поездка во Вьетнам дала возможность внести солидный блок знаний для создания нашей школы Вин Чун - русский стандарт Вин Чун. Дальнейшие встречи с известными и большими мастерами - учителями Вин Чун позволят завершить начатый труд по созданию Академии Вин Чун в Москве под руководством Валерия Мартынова, который преданно развивает Вин Чун в России. Мудрые говорят, что нет плохих и хороших людей, есть развитые и неразвитые. И также нет предела знаниям. Главное, это встать на путь и контролировать центральную линию или соблюдать золотую середину.